Сахалинское время
02:57
Понедельник, 22 Декабря
Курсы валют
сегоднязавтра
94.51 94.51
80.72 80.72

Президент РФ подписал закон о северном завозе

04:5608.08.2023 16+ 6871 18+

Государственная Дума приняла Федеральный закон "О северном завозе", которым устанавливаются мероприятия и финансовые механизмы по бесперебойному снабжению социально значимыми товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Сахалинская область входит в число 25 субъектов, где будет действовать северный завоз. Закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года.

Законопроект разработан по поручению Президента РФ Владимира Путина, принят Госдумой 20 июля и одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года. До настоящего времени деятельность в сфере северного завоза законодательно не была не урегулирована. При этом, в 2021 году на территории северного завоза внутренним водным транспортом было направлено 16,89 млн. тонн различных грузов, морским транспортом - 8,59 млн. тонн.

Доля морских перевозок грузов северного завоза в общем объеме морских грузоперевозок с 23,71% в 2019 году выросла до 36,96% в 2021 году. Что потребовало установить системный подход к перемещению грузов в 25 субъектов РФ для почти 3 миллионов граждан.

Законом закреплены понятия "территории северного завоза", "территории с ограниченными сроками завоза грузов". Перечень таких территорий утвердит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

Ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, а также их номенклатуру и объем, условия договоров будет определять единый федеральный координатор северного завоза (Минвостокразвития РФ).

Регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между обеспечит единый морской оператор северного завоза. По согласованию с федеральным координатором, оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. Основы ценообразования на услуги единого морского оператора и правила регулирования тарифов определит Правительство РФ. Срок полномочий оператора составит 15 лет.

Для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки документом вводится три категории грузов северного завоза. Так, к первой категории относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильной работы организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания.

Ко второй категории грузов относятся грузы для государственных и муниципальных нужд. В третью категорию включены остальные грузы.

Тарифы по перевозке грузов первой и второй категорий будут регулироваться с последующим предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов.

Кроме того, для первоочередной перевозки грузов северного завоза первой и второй категорий внесена поправка в Кодекс торгового мореплавания. Аналогичная норма будет действовать и для железнодорожных перевозок.

Ключевым элементом системы управления северным завозом является ФГИС "Северный завоз". Созданная система позволит отслеживать полный цикл движения грузов северного завоза, координировать и контролировать исполнение планов завоза, своевременно выявлять риски сбоев в поставках, а также обеспечивать специальную маркировку грузов и их приоритетную обработку на объектах транспортно-логистической инфраструктуры. Затраты на обслуживание ФГИС составят 24,7 млн. руб. ежегодно.

Также правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100 %. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд. руб. Речь идет о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности.

- Закон принят исключительно в интересах людей, проживающих на удаленных территориях со сложными климатическими условиями, когда погода и природные катаклизмы влияют на поставку социально значимых для населения товаров. Именно Сахалинская область, расположенная на островах, относится к региону со сложной логистикой. Важно, что обеспечение жителей области продовольственными и непродовольственными товарами, лекарственными средствами, медицинскими изделиями, топливно-энергетическими ресурсами, горюче-смазочными материалами гарантируется Правительством РФ. Что федеральная поддержка также будет оказываться по доставке на острова грузов для государственных и муниципальных нужд. Теперь мы можем быть уверены, что необходимые для жизнедеятельности и экономики области товары доставят в островной регион точно в сроки, - прокомментировала принятый закон председатель Сахалинской областной Думы Елена Касьянова.

Новый закон сделает северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Ранжирование грузов, плановость поставок, цифровое сопровождение при едином морском перевозчике позволит регулировать не только грузопотоки и их очередность, но и гибко походить к вопросам инфраструктурного развития северных и приравненных к ним территорий, финансовой поддержке государственных проектов.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.