Каталонский парламент выбрал нового главу Женералитата
Каталонский парламент выбрал нового главу Женералитата – высшего органа самоуправления автономного сообщества Каталонии. Согласно договоренностям между Левыми республиканцами, коалиции «Вместе за Каталонию» и партией «Кандидатура народного единства», им стал Пере Арагонес. Впервые в истории правительство региона возглавил представитель республиканцев.
Следует отметить, что соглашение было заключено всего лишь за неделю до истечения крайнего срока, когда каталонский парламент должен был определиться с кандидатурой главы Женералитата. Если бы этого не произошло к 26 мая, в регионе были бы объявлены новые парламентские выборы. Но компромисс был найден, Арагонес получил необходимую поддержку депутатов и 24 мая официально вступил в должность главы Женералитата.
Правда, есть сомнения, сможет ли Арагонес удержать своих партнеров по коалиции от необдуманных шагов. Экс-глава Женералитата и лидер «Вместе за Каталонию» Карлес Пучдемон, скрывающийся ныне от испанского правосудия в Бельгии, явно не желает уступать место во главе сепаратистского движения. Согласно договоренностям, его сторонники займут ключевые места в региональном правительстве. И в случае расхождения мнений по тем или иным вопросам с основной линией Женералитата, как заявили представители этой политической силы, будут руководствоваться собственным представлениями о том, что правильно, а что нет. В связи с этим некоторые эксперты прогнозируют недолгую жизнь новому каталонскому правительству.
Как заявил сам Арагонес, он будет следовать по пути, по которому уже прошла Шотландия, где в 2014 году состоялся согласованный с властями Великобритании референдум. Причем нового главу Женералитата не смущает, что тогда шотландцы с минимальным перевесом (55,7% против 44,3%), высказались за то, чтобы остаться в составе Соединенного Королевства. Право на самоопределение Арагонес считает ключевым в данном вопросе.
Действительно, перед глазами каталонцев яркий пример свободолюбивой Шотландии, которая уже не один год борется за свою независимость. При этом мечта многих шотландцев как никогда близка к реализации. Особенно после региональных выборов в Великобритании, которые состоялись в начале мая. Убедительную победу на них одержала Шотландская национальная партия (ШНП) во главе с Николой Стерджен, которая сразу после подсчета голосов заявила, что предсказать масштаб и рекордный характер победы ее партии не смог бы никто. Выборы в регионе на самом деле поставили несколько рекордов: самая высокая явка избирателей за всю историю и самое большое число членов ШНП, прошедших в местный парламент. Эта партия набрала 64 из 129 мест.
С момента основания ШНП в 1934 году, главной ее целью была и остается независимость от Великобритании. И если на протяжении большей части ХХ века она была мелкой политической партией, то в настоящее время все изменилось. Под руководством сначала Алекса Салмонда, а затем и Николы Стерджен ШНП стала политическим тяжеловесом в Шотландии. Многим избирателям импонируют ее левоцентристские убеждения и социальная составляющая политики. В результате этого она забрала часть избирателей левых взглядов у Лейбористской партии, которая получила на майских выборах только 22 места в Холируд и теперь представляют для ШНП лишь незначительную угрозу.
Вместе с тем, победа на последних региональных выборах еще не гарантирует, что ШНП удастся добиться от центральных властей в Лондоне права на проведение нового референдума о независимости Шотландии. Нынешний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступает категорически против проведения этого референдума и уже неоднократно заявлял, что всеми силами будет противиться его проведению. Тем более, что на его стороне закон: без согласия центральных властей Шотландия не может провести референдум. Именно поэтому сразу после региональных выборов Джонсон заявил, что проведение еще одного референдума стало бы «безответственным и безрассудным» поступком.
Шотландии. Нынешний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступает категорически против проведения этого референдума и уже неоднократно заявлял, что всеми силами будет противиться его проведению. Тем более, что на его стороне закон: без согласия центральных властей Шотландия не может провести референдум. Именно поэтому сразу после региональных выборов Джонсон заявил, что проведение еще одного референдума стало бы «безответственным и безрассудным» поступком.
Видимо, Борис Джонсон хорошо понимает, что если Эдинбург добьется независимости, то это откроет «ящик Пандоры» и вслед за выходом Шотландии из состава Великобритании этого могут затребовать Северная Ирландия и даже Уэльс, где сепаратистские тенденции в последнее время набирают заметные обороты. А это будет означать крах для государства под названием «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». И данный факт очень пугает официальный Лондон.
Но такое развитие событий, судя по всему, мало волнует шотландцев, которые не намерены оставлять идею своей независимости. Не случайно же сразу после майских выборов Никола Стерджен в своей благодарственной речи заявила: «Учитывая результаты прошедших выборов, нет никакого демократического основания для того, чтобы Борис Джонсон или кто бы то ни было стремился лишить шотландцев права выбирать свое будущее. Подобная попытка убедительно продемонстрирует, что Великобритания не является партнерством равных и что – удивительно – Вестминстер больше не рассматривает Соединенное Королевство как добровольный союз наций».
Безусловно, этот вопрос не один год обсуждается теряющими терпение по отношению к руководству ШНП шотландскими националистами, которые призывают к более «каталонскому» подходу, вследствие чего Шотландия могла бы провести референдум без согласия официального Лондона. Вместе с тем, лидер ШНП Никола Стерджен все же придерживается законных методов в вопросе о проведении референдума о независимости Шотландии и готова ждать разрешения центральных властей.
Однако националисты обеспокоены тем, что Стерджен может упустить свой шанс. В политике зачастую все решает наступательный порыв, а в настоящий момент, особенно после выхода Британии из Евросоюза (Brexit), политический разрыв между Шотландией и Англией как никогда велик. Достаточно вспомнить, что шотландцы не голосовали в 2016 году ни за Brexit, ни позже за правящую в стране Консервативную партию во главе с Борисом Джонсоном. Причина понятна: нынешний британский кабинет министров в Лондоне имеет совершенно иной набор ценностей, чем правительство в Эдинбурге. И по этой причине шансы у Шотландии стать независимой остаются очень большими. Вопрос только во времени.
Сергей Саенко, международный обозреватель
Добавить комментарий