Сахалинское время
07:51
Пятница, 17 Января
Курсы валют
сегоднязавтра
106.25 106.10
103.44 102.81

Байден-Эрдоган и Эрдоган-Алиев: две встречи в одной логике

18:2518.06.2021 16+ 4094 18+
Синхронизированные встречи «султана» с вашингтонским и бакинским визави ложатся в новую систему кавказской геополитики.
 
За последние несколько дней турецкий президент Р.Т.Эрдоган провел две дипломатические встречи на высшем уровне, по статусу имеющие полное право называться знаковыми. Сначала он недолго пообщался с Джо Байденом – руководителем главного мирового государства-союзника Турции, с которым, однако, в последние годы в отношениях накопилась масса серьезных разногласий. Затем состоялась встреча с Ильхамом Алиевым, президентом ключевого регионального союзника Анкары, с которым, напротив, отношения все больше укрепляются, тем более после «скрепы» в виде Второй Карабахской войны.
 
Личная беседа турецкого и американского президентов имела довольно долгую интригующую предысторию. Отношения между двумя странами начали заметно осложняться еще при Трампе, пропорционально росту амбиций Турции. Байден же, хорошо знающий по предыдущей политической жизни Эрдогана лично, и вовсе еще до избрания пообещал приложить усилия для смещения «султана». Затем, правда, было уточнение, что речь лишь о поддержке мирных законных усилий турецкой оппозиции.
 
Соответственно, появление в Белом доме представителя Демпартии заранее программировало дальнейшие проблемы во взаимодействии. Ожидания оправдались – даже телефонного разговора президентов пришлось ждать несколько месяцев, а состоялся он на фоне признания Байденом геноцида армян. При этом надо понимать, что эрдогановские амбиции и заокеанское недовольство ими имеют свои конечные пределы: ни Анкара, ни Вашингтон не заинтересованы в полном конфликте и разрывы и нуждаются друг в друге.
 
В итоге на встречу, намеченную в рамках брюссельского саммита НАТО, возлагались надежды именно в плане торможения эскалации. Эрдоган накануне обещал обсуждение широкого круга вопросов, особо остановившись на конфликте вокруг покупки турками российских зенитно-ракетных комплексов С-400 и лишний раз подчеркнув, что сделка была заключена лишь после отказа в продаже американских ЗРК Patriot. В свою очередь, американский советник по национальной безопасности Салливан акцентировал внимание на обсуждении ближневосточной повестки и возможности турок частично заменить в Афгнистане уходящий оттуда контингент США.
 
Личная встреча в бельгийской столице продлилась около часа, перейдя затем в формат переговоров на уровне делегаций. Оба президента в своих комментариях произнесли дежурные слова о диалоге, плодотворном обсуждении, больших планах и перспективах дальнейшего диалога, однако конкретика звучала в крайне умеренных, почти гомеопатических дозах. Так, Эрдоган констатировал отсутствие изменений в трениях вокруг С-400, а по вопросу присутствия в Афганистане сказал, что для него требуется серьезная американская поддержка. Очевидно – впрочем, и до саммита было очевидно – что главный итог встречи это сам факт, что она состоялась. В самых общих чертах можно говорить о стабилизации отношений, по-прежнему сложных, на определенной точке.
 
Другое дело давно анонсированная встреча с Алиевым, символично назначенная в Шуше. Сторонам было важно именно на карабахской земле юридически закрепить двухстороннюю и общерегиональную реальность, сформировавшуюся по итогам осенней войны. Это в итоге и произошло. Подписанная декларация фактически является полноценным союзным договором. Анкара и Баку договорились о совместной военно-стратегической системе и о геоэкономической унии. Обозначены меры по оформлению так называемого Зангезурского «коридора» через территорию Армении, который станет основой прямой логистической связи со Средней Азией через Каспийское море. Наконец, внимание уделено гипотетического «формату шестерых» с участием Ирана, Армении, Грузии и России – при этом очевидно, что «высокие договаривающиеся стороны» подразумевают себя в роли модераторов и лидеров данного формата.
 
При этом хотелось бы отметить несколько моментов. С одной стороны, Турция закрепляет и расширяет присутствие в Азербайджане – как в военном и военно-промышленном плане (достигнута договоренность о создании производства БПЛА «Байрактар»), так и в дипломатическом (Шуша вскоре получит турецкое консульство). С другой, турецких военных баз в самом прямом и грубом смысле слова на азербайджанской земле пока все-таки, видимо, не будет. По официальной версии, они противоречили бы членству Азербайджана в Движении Неприсоединения и, соответственно, отсутствию членства в военных альянсах. Однако сам союз Баку и Анкары, по сути дела, не что иное как альянс. Видимо, более важны все-таки прагматические причины, а именно неполная целесообразность баз в условиях, когда турецких военных в Азербайджане и так хватает, а полноценный многочисленный контингент может быть развернут в любой момент.
 
Продолжая (и завершая) эту тему, отметим вот что. Азербайджанская пресса и, в частности, известный официозный портал Haqqin.az, комментируя шушинский визит Эрдогана, закономерно увязали его со встречей в Брюсселе. Более того, Haqqin по итогам брюссельского саммита в целом, а не только встречи Эрдогана с Байденом, выпустил материал с заголовком «Логика НАТО совпадает с логикой Ильхама Алиева». Это признак, и не единственный, признание Азербайджаном своей роли очень своеобразного, непрямого и зависящего от колебаний Анкары, но все же продолжения кавказской политики НАТО. Адекватный вывод, если принять тезис, что отношения турок с Вашингтоном и Брюсселем как минимум не будут пока ухудшаться, а с азербайджанцами – развиваться.
 
В какой-то мере в логику новых региональных реалий укладывается и встреча Байдена с Владимиром Путиным, также состоявшаяся на этой неделе. Неизвестно, какое внимание на ней было уделено Южному Кавказу, но очевидно – сам факт встреч Байден-Эрдоган, Эрдоган-Алиев и Путин-Байден, состоявшихся в течение нескольких дней, символизирует текущую геополитическую ситуацию и ее кавказское преломление.
 
Станислав Смагин, политолог
Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.