Сахалинское время
10:28
Среда, 24 Декабря
Курсы валют
сегоднязавтра
94.51 92.86
80.72 79.31

Экономический прогноз

03:1501.12.2021 16+ 3122 18+

Депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Разработка документа велась в двух вариантах - консервативном и базовом. Отличия между ними в сроках реализации ключевых инвестиционных проектов и динамике развития основных отраслей экономики в прогнозируемом периоде. Для формирования параметров областного бюджета на 2022-2024 годы Правительство области взяло за основу базовый вариант.

В представленном на комитете по экономическому развитию прогнозе указано, что за январь - сентябрь 2021 года объем валового регионального продукта (далее – ВРП) составил 802,5 млрд. рублей. Со следующего года прогнозируется рост ВРП, и в 2024 году он достигнет 1281,2 млрд. рублей.

Увеличение обусловлено ростом объемов производства по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Строительство", "Транспортировка и хранение".

На долю добычи полезных ископаемых приходится 59,9 % ВРП. Индекс производства в этой сфере в 2021 году составит более 87 %. При этом, более 85% приходится на нефтегазовый сектор.

В текущем году объем добычи нефти составит 15658,7 тыс. тонн, в 2022 году ожидается спад. Снижение добычи нефти, включая газовый конденсат, связано в основном с поломкой и технологическим остановом оборудования на Чайво и Одопту, аварийной ситуацией на морской платформе Беркут ("Сахалин-1"). По проекту "Сахалин-2" - с плановым комплексным технологическим остановом и проведением ремонтных мероприятий. Кроме того, повлияет остановка добычи ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" и выработка запасов месторождений АО "Петросах". Объемы добычи газа также уменьшатся. Однако в последующих 2022-2024 годах в нефтегазовом комплексе ожидается прирост.

Добыча угля в 2021 году составит 14231,2 тыс. тонн. В плановом периоде высока вероятность увеличения данного показателя и достижения его к 2024 году до 19750,5 тыс.тонн. Дальнейшее развитие угольной отрасли обусловлено освоением участка Солнцевского буроугольного месторождения (отработка запасов угля участка недр Южный), ростом объемов экспорта, а также техническим перевооружением и модернизацией действующих мощностей.

По виду деятельности "Обрабатывающие производства"  в 2022-2024 годах также ожидается положительная динамика.

Уточним, что в общем объеме обрабатывающих производств более 70 % занимает переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. В 2021 году эти показатели составят 450 тыс. тонн. Они ниже, чем в прошлом году. Это связано с ограничением экспорта мороженой рыбы в Китай из-за пандемии коронавируса и снижением вылова минтая, трески, камбалы.   

В последующие годы планируется нарастить объемы добычи водных биологических ресурсов за счет более полного освоения объектов промысла, развития воспроизводства, товарной аквакультуры. Продолжится инвестиционная деятельность предприятий в сфере модернизации флота и береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Все это должно привести к увеличению производства продукции рыбопереработки.

В лесопромышленном комплексе за счет модернизации производства и выпуска продукции экспортного качества к 2024 году прогнозируется увеличение объемов производства необработанной древесины до 283 тыс. кубометров, пиломатериалов до 94 тыс. кубометров.

В островном сельском хозяйстве ожидается сохранение динамики роста отрасли. В 2021 году объем валовой продукции составит почти 15 млрд. рублей, а в 2024 году он достигнет 17,2 млрд. рублей. Благоприятный прогноз обоснован увеличением объемов инвестиций, стабилизацией финансовой устойчивости товаропроизводителей,  повышением конкурентоспособности местной продукции и эффективного использования земельных и других ресурсов.

Развитию пищевой и перерабатывающей промышленности будут способствовать дальнейшая реализация инвестиционных проектов и ввод в эксплуатацию производственных мощностей по переработке мяса животных и птицы, производство комбикормов, а также рост выпуска цельномолочной продукции (АО "Грин Агро-Сахалин", АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" и АО "Совхоз Корсаковский") и питьевой бутилированной воды.

В докладе отмечено, что на фоне введения ограничительных мер, связанных с распространением  коронавирусной инфекции наблюдается снижение деловой  активности в строительном бизнесе. В рамках жилищных государственных программ в 2021-2023 годах планируется возводить по 500 тыс. кв. м. жилья в год, в 2024 год - 527 тыс. кв. м. При этом, доля аварийного жилья в общей площади сахалинского жилого фонда должна составить в 2022 году – 3 %, в 2023-2024 годах – 2 %.

На ситуацию в сфере торговли также сказались противоковидные меры, но в дальнейшем прогнозируется положительная динамика показателя.

Во внешнеэкономической деятельности ожидается снижение объемов экспорта товаров (нефть сырая, сжиженный природный газ, уголь, рыба, рыбо- и морепродукты). Снижение импорта товаров (машиностроительная, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук) сохранится в 2021 и 2022 годах. В 2023 и 2024 годах ожидается стабилизация объемов импортных поступлений. В перспективе объемы импорта будут зависеть от реализуемых в островном крае инвестиционных проектов, а также от потребительского спроса населения.

Что касается благосостояния жителей области, то в соответствии с прогнозом реальные располагаемые денежные доходы в 2021 году оцениваются на уровне 100%, реальная заработная плата – 101,7 %. В перспективе планируется некоторое увеличение доходов.

Введение ограничительных мер оказало влияние и на ситуацию на рынке труда. Отмечался рост числа безработных граждан, снижение численности занятого населения по сравнению с 2019 годом. Принятые дополнительные меры на федеральном и региональном уровнях по поддержке занятости населения, в том числе малого и среднего бизнеса, позволили сохранить рабочие места.

В этом году по сравнению с прошлым в области ожидается увеличение численности занятых в экономике и снижение числа безработных до 4,9 %. Среднегодовая численность работающих в экономике к 2024 году увеличится до 280,5 тыс. человек.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного областного бюджета в 2021 году составят 156,2 млрд. рублей. В плановом периоде общий объем доходов консолидированного бюджета ежегодно будет снижаться, и в 2024 году составит 129 млрд. рублей. Это связано с сокращением на 9,6 млрд. рублей поступлений нефтегазовых доходов от реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". 

Кроме того, планируется увеличение государственного долга области, который в этом году уже составил 15,4 млрд. рублей. В 2022 году долг возрастет в 2,2 раза, в 2023 году – в 3,3 раза к уровню 2021 года. В 2024 году размер госдолга области должен составить 66,1 млрд. рублей, что в 4,3 раза превышает уровень нынешнего года.

Обсуждая прогноз социально-экономического развития Сахалинской области депутаты отметили, что в нем фактически отсутствуют меры, за счет которых региональное Правительство планирует обеспечивать увеличение показателей островной экономики в условиях сокращения доходной части бюджета в период 2022-2024 годов.  Ведь прогнозируемый рост связан в том числе и с поддержкой отраслей, реализуемых в рамках госпрограмм.

Парламентарии задали ряд вопросов должностным лицам, присутствующим на заседании комитета.

В частности, депутат Александр Болотников уточнил, почему в документе не отражен уровень обеспеченности населения социальными и культурными объектами в разрезе муниципальных образований?

Он предложил в следующем году на одном из заседаний рассмотреть реализацию плана развития и в решении комитета рекомендовать областному Правительству указать в прогнозе данные показатели, чтобы жители понимали, перспективы развития своих районов.

Депутат также поинтересовался, как будет работать принятый областной Думой в 2020 году Закон "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из малочисленных сельских населенных пунктов Сахалинской области в другие населенные пункты Сахалинской области". Напомним, что суть этого документа - в обеспечении добровольного переселения граждан из малочисленных сел.  Жителям, по аналогии с госпрограммой по переселению из районов Крайнего Севера, предполагается выделять сертификаты на покупку жилья в пределах области.

Был дан ответ, что профильным министерством проведена большая аналитическая работа во всех муниципальных образованиях. При этом, вся информация была актуализирована по районам, так как в каждом отдельном случае действуют разные госпрограммы по переселению. В настоящее время полный отчет представлен Губернатору.

Ситуацию в рыбопромышленной отрасли прокомментировал депутат Максим Козлов:

- Фактически мы уже перешли на распределение биологических ресурсов через аукционы. В ближайшие годы на торги планируется выставить еще ряд добываемых видов. Из-за этого небольшие рыбные компании Сахалина и Курил понесут существенные потери, ведь на торгах смогут участвовать только крупные холдинги. Также предполагается до конца этого года или в начале следующего принять изменения в Налоговый кодекс, где в разы увеличатся ставки сбора за водные и биологические ресурсы. Замечу, что сегодня рыбохозяйственная отрасль платит налогов в бюджет больше, чем угольщики.

Депутат предложил поручить профильному министерству и агентству по рыболовству разработать прогноз развития рыбодобывающей отрасли в свете предстоящих законодательных изменений, определить негативные последствия для сахалинских предприятий и уже сейчас подумать о помощи рыбной отрасли.

Говоря о смене назначения особо ценных земель совхоза "Тепличный" и передаче их под жилую застройку депутат Виталий Гомилевский предложил председателю Правительства области Алексею Белику провести служебную проверку законности такого решения.   

По итогам заседания парламентарии приняли к сведению представленный прогноз. Рекомендовали Правительству области обратить внимание на формирование расходов бюджета в условиях сокращения его доходной части, обеспечить выравнивание бюджетной обеспеченности региона, в том числе за счет привлечения дополнительных средств из федерального бюджета с целью снижения государственного долга области.

Помимо этого, было предложено в целях создания условий для комфортного проживания на территории Сахалинской области обеспечить реализацию национальных проектов по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, цифровая экономика, производительность труда, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.

Председатель постоянного комитета по экономическому развитию Анатолий Кочнев отметил, что предложения депутатов также будут внесены в решение комитета.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.