Сахалинское время
07:38
Sunday, 24 Октября
Курсы валют
сегоднязавтра
82.64 82.50
70.99 70.86
Котировки
РТС 1877.99 8.8
ММВБ 4196.96 21.54
Brent 85.86 1.01

Новые возможности бизнес-лоббирования: вводится порядок оценки применения обязательных требований

23:0925.01.2021 1758

С 16.01.2021 вступило в действие Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2454 "Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования"

По замыслу авторов контрольно-надзорной реформы, после обновления законодательства (в рамках "регуляторной гильотины") необходимо начать планомерную работу по верификации избыточных, невыполнимых, противоречивых обязательных требований – исходя из оценки того, насколько они применимы и эффективны.

Установлена следующая схема такой работы:

- сначала орган власти, который полномочен на правовое регулирование в своей отрасли, готовит перечень актов, которые следует оценить в ближайшем календарном году (туда включаются те, срок действия которых закончится в ближайшие 2-3 года; Президент и Правительство могут дополнить список любым актом по своему усмотрению);

- не позднее 1 сентября проект этого перечня публикуется на портале regulation.gov.ru, обсуждается не менее 4 недель и дорабатывается с учетом обсуждения. В рамках публичного обсуждения орган государственной власти может проводить совещания, заседания, деловые завтраки и прочие мероприятия с участием "субъектов регулирования". Доработанный перечень вновь появляется на упомянутом портале уже 1 декабря;

- далее все акты, попавшие в перечень, оцениваются ведомством на предмет того, помогают ли они (мешают, бесполезны) в достижении тех целей, для которых и были приняты, для чего чиновники используют результаты надзорной деятельности, мониторинга, анализ судебной практики и т.п. Об итогах этой оценки ведомство составляет проект доклада, в котором обязательно должны быть разделы с результатами оценки применения рассматриваемых норм, и с выводами и предложениями. Важно: обращения бизнес-объединений, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения, также обязательны в качестве источников информации для подготовки доклада;

- оценка применения норм основывается, в том числе, на оценке затрат, необходимых для исполнения норм, динамике роста/падения бизнеса в соответствующей сфере, количестве наказанных бизнес-субъектов, количестве жалоб от бизнес-субъектов на проверяемые нормы, количестве судебных дел об оспаривании НПА в данной сфере. Если при оценке выяснится, что проверяемая норма противоречит другим нормам, или дублирует другую норму, или неопределенна, некорректна, неоднозначна, или морально устарела, или устойчиво применяется "на местах" по-разному, или нет однозначных критериев оценки её соблюдения, то орган власти обязан сделать в докладе вывод о том, что эту норму нужно либо обновлять, либо отменять;

- проект доклада публикуется на regulation.gov.ru к 1 марта, проводятся его обсуждения и утверждение,

- затем проект доклада (со сводкой поступивших на regulation.gov.ru замечаний) направляется в Минюст и в Минэкономразвития, последний - по изучении доклада с учетом мнения Минюста - формирует собственную позицию о том, какие из оцененных норм нужно менять, а какие - нет. Соответствующее заключение размещается в сети, и снова - на regulation.gov.ru;

- на основе указаний из МЭР отраслевое ведомство - по каждому оцененному акту - принимает решение: "отменить", "скорректировать", "оставить в покое". В самых запутанных случаях можно будет направить спорный акт на оценку фактического воздействия. Эти решения и сам доклад, наконец, публикуются на regulation.gov.ru, а решения по актам - претворяются в жизнь.

Таким образом, бизнес-сообщество получило дополнительные правовые инструменты для косвенного влияния на судьбу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные правила: жалобы в орган власти, участие в обсуждении на regulation.gov.ru и судебное оспаривание правил не должны, по идее, остаться незамеченными.

Сахалинская торгово-промышленная палата предлагает представителям бизнеса включиться в этот процесс, и готова выступить соорганизатором.

25.01.2020

Григорьев Георгий Иванович,

зам. председателя Комиссии Сахалинской ТПП

по финансово-инвестиционной и внешнеэкономической деятельности

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.